Библия для тебя
 home | news | Библия | cd-Раймер | site-Map разделы: Исследования Писаний | Евангелистам | На свободу!  
HA САЙТE В ИНТЕРНЕТЕ
  Спорт и Библия
Наставление в вере
"Все должно быть благопристойно и чинно".
1 Кор.14.40
Для многих поместных церквей уже стало традицией организовывать летние христианские лагеря, куда приглашают как верующую, так и неверующую молодежь. Перед их организаторами неизменно возникает вопрос, как построить лагерную программу. И, по примеру пионерлагерей, важное место обычно уделяется и спортивным мероприятиям. Однако механический перенос мирской спортивной программы в христианские лагеря по ряду причин не приемлем. Как быть? Каково вообще отношение Библии к спорту и к участию христиан в соревнованиях, о чем все чаще сообщают нам христианские СМИ? Попробуем разобраться в этом сложном явлении.
* * *

Выслушаем мнение профессора Московской духовной академии А. Осипова. Я не могу согласиться со многими его взглядами, как то: "христианство - это и есть православие", "помолиться на икону" или рассуждениями о мытарствах души после смерти. Но его взгляды на спорт заслуживают внимания. В одной из своих лекций на тему Христианство и культура он говорит:
"Посмотрите на соревнования. Когда каждый живет только одним - победить во что бы то ни стало, т.е. когда в человеке воспитывается подчас прямое чувство тщеславия. Отсюда неприязнь к сопернику. Смотрите, как в борьбе: кто кого победит. Какое чувство у побежденного к победителю? Почти не приходится сомневаться.
... Я считаю, что в том виде, в котором сейчас проходят многие соревнования, т.е. спорт как соревнование, - да, они порождают и разжигают страсти: американский футбол или т.н. "кошачьи бои".
... Мы говорим, что это крайности, скажут многие, но далеко не все. На эти бои собираются, на спортивных аренах что происходит? Основная масса людей заражена этим.
... Страсти. Это, конечно, христианство осуждает... Никто не говорит против того, чтобы были физические упражнения, какие-то соревнования, не связанные с накалом страстей... Развитие культа спорта, независимо от вида спорта, ... уже печальное явление нашей цивилизации. Я ничего не вижу в этом, если мы открыто и честно скажем: мы не можем принять этих вещей. Они безнравственны. У христианства есть критерий. Почему же молодежи не поиграть в тот же волейбол или футбол, есть же городки, я это понимаю. Почему бы нет? Но надо быть очень внимательным к тому, чтобы не превратить это в культ, в страсть. Тогда это плохо."

Таков взгляд православного человека.

Посмотрим также на это явление изнутри. Как достигаются спортивные результаты? Не имея возможности расспросить об этом у чемпионов, чье слово имеет гораздо больший вес, прибегну к своему более чем скромному спортивный опыту.

Я рос худым и слабым ребенком. И когда на физкультуре впервые пришлось бежать кросс, безнадежно отстал и чуть не умер, так колотилось мое сердце. Мне это очень не понравилось и я занялся физкультурой. И уже в 7-м классе на спор приседал на одной ноге 50 раз, в 9-м получил школьную грамоту за подтягивание. На первом курсе университета - 3-й разряд по гимнастике. Со второго увлекся горным туризмом, стал инструктором, перворазрядником, членом Федерации горного туризма Киевского городского совета по туризму. Еще один первый разряд был по спортивному ориентированию. Достижения более чем скромные, если смотреть с Олимпа.
фото: соревнования - горный туризм   Все эти годы, многократно участвуя в соревнованиях, я видел, как достигаются результаты в т.н. любительском спорте: через честолюбие и тщеславие, желание лидировать и прославиться, регулярно подогреваемое тренером. Эти стимулы тем более присущи спорту профессиональному. Высокие результаты достигаются, кроме того, крайним напряжением физических и душевных сил, мобилизацией воли спортсмена к победе, полной самоотдачей результату. Но и этого мало. В ход идет допинг, помощь экстрасенсов, нетрадиционные способы "завести" организм. Не чужды спортсменам стремление к деньгам и славе.

При серьезных занятиях спортом, кроме того, неизбежен риск перегрузок и травматизм, а в экстремальных видах - и гибели спортсмена. После достижения максимально возможных результатов и ухода со спортивной арены следует снижение нагрузок и резкая перемена образа жизни, душевная депрессия. Такова неизбежная сторона чемпионской медали.

Для чего же приносятся все эти жертвы? Оправданы ли они? Какие цели достигаются в социальном и личном плане?

С моей личной точки зрения профессиональный или любительский соревновательный спорт для христианина абсолютно не приемлем. Слишком высокая цена платится за слишком ничтожные результаты. Христос говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11.29). Спорт же воспитывает лидерство и другие, противоположные смирению качества.

Христос показывает пример полной самоотдачи на служение Богу: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф.22:37-38). Спортивная победа так же требует самоотдачи. Итак, "изберите себе ныне, кому служить" (И.Нав.24:15).

Соревнования любого рода также предполагают награду победителя, сильнейшего по плоти. Писание же учит, что Дух Божий пребывает как раз в плоти немощной, ибо сильная плоть находится в постоянном искушении превозношения и самонадеянности, что граничит не с благословением, а с проклятием (Иер.17:5). Апостол Павел пишет, что Сила Божия совершается в немощи (2Кор.12:9). Поэтому христианским воспитателям следует задумываться о чувствах побежденных и исключать соревновательность как мирской педагогический прием.

Приемлемы ли с точки зрения христианской морали зрелищность и спортивные шоу? Нет. Участвуют ли христиане в зрелищах? Первые христиане участвовали в них, развлекая римлян своими страданиями на аренах за исповедание веры во Христа. Как же разительно переменилось христианство за две тысячи лет, когда спортсмены-христиане считают возможным добровольно развлекать ту же толпу! Современные императоры так же предусмотрительно заботятся о том, чтобы цены на хлеб и водку для народа были приемлемы. А современные амфитеатры по-прежнему жаждут зрелищ и пива.
- Какая там команда сегодня выступает?- слышится на трибунах,- Христианская, говорите? Это ж за них Бог играть будет? Ой, как интересно! Посмотрим... Ну, будьмо!
  Воистину, "Сын Человеческий, прийдя, найдет ли веру на земле?" (Лк.18:8)

Культ человеческого тела и олимпийские игры были очень хорошо знакомы апостолу Павлу, который проповедовал Христа в Греции. В письме к Тимофею он писал: "Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно" (1Тим.4:7-9). Видим, что апостол называет телесные упражнения не бесполезными или греховным, но - мало полезными. Здесь речь идет о физической культуре, которая существенно отличается от спорта соревновательного.
"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор.6:19-20). Итак, мы должны оказывать телу всего лишь разумное попечение. Крайности известного православию затворничества с самобичеванием или пудовыми веригами на теле так же неразумны, как и многочисленные культы тела, исповедующие "здоровый дух - в здоровом теле". Например Порфирия Иванова, кстати, умершего от простуды.

Человек, созданный для возделывания земли, прежде в поте лица выращивавший хлеб, стал цивилизованным. И его тело часто страдает от недостатка физической нагрузки. Малоподвижный образ жизни, гиподинамия, стала бичом цивилизации. Итак, принудительная физическая нагрузка для городского жителя сегодня совершенно необходима. Это и есть, собственно, та культура тела, без которой организм не может функционировать, а тело ребенка - нормально развиваться. К сожалению, давно уже не звучат с наших репродукторов бодрые призывы начать утреннюю или производственную гимнастику. Все меньше соотечественников можно увидеть бегающими по утрам. Да и просто выбирающихся из городских квартир на природу. Христианские лагеря могут с успехом восполнить этот недостаток двигательной активности городской молодежи.

Необходимо учитывать еще один аспект. В жизни христиан не должно быть праздности. Между тем, занятия спортом христианской молодежи могут выглядеть очень странно на фоне нужды окружающих их людей. Возможно, поблизости есть полезное дело, требующее той же физической нагрузки. Тогда физическая сила не будет потрачена впустую, а окружающие вместо соблазна получат благословение. Активный труд во славу Божию для нуждающихся в нем должен быть гораздо предпочтительней спортивных мероприятий. "Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия" (Еф.5:15-17).

Если говорить о возможной программе физической подготовки в летних христианских лагерях, то я бы выделил обязательную физзарядку, водные процедуры - закаливание организма, кросс, индивидуальную гимнастику. Особо подчеркну практическое значение походов и путешествий. Навыков выживания и умения наладить быт в полевых условиях, преодоления сложных маршрутов, требующих терпения, выносливости, умения ладить между собой для достижения конечной цели. Подобные навыки могут также пригодиться для возможной миссионерской деятельности.

фото: хребет Светгар, Кавказ, горный туризм

Успешная реализация этих программ возможна при раздельном подходе (отдельные лагеря для юношей и девушек, начиная с 12-14 лет), что тем более актуально, если мы приглашаем молодежь неверующую. Если мы практикуем раздельное расположение на богослужебных собраниях в наших церквях, то, разрешая нашей молодежи общаться так, как это делается в миру, не лицемерим ли мы? Ведь при занятиях спортом, купании и прочих массовых мероприятиях вид открытой плоти провоцирует у подростков появление греховных мыслей и желаний, способных разжигать похоти. Или христианская молодежь имеет иммунитет против диавольских козней?

В заключение хотелось бы обратить внимание на один прекрасный пример: "При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить" (Бытие,24:63). Столь полезное занятие, как поразмыслить наедине с природой, могло бы тоже с успехом реализовываться в христианских лагерях. Так же, как и рассматривание Божиих творений, что не менее полезно и назидательно (Рим.1:20). В рамках летнего лагеря для этого требуется не так уж много усилий.

25 мая 2003 г

Материалы сайта по теме Путешествия:

Николай Мещеряков. Рассказы бывалого туриста
Виталий Филин. В горы со страховкой
Дыхни-Ауш, экстремальный туризм
Зимнее восхождение на г. Народа
Дневник лыжного похода, восхождение на г. Народа, рисунки
Сельский туризм
Практические навыки выживания для миссионеров



КОММЕНТАРИИ ДОБАВИТЬ СВОЙ


Поисковые запросы в 2015 г:

где находится Богряст фотоВолодимир Великийтюльпан ШренкаБиблия бесплатно Украинасон траваРаав Библиястарые христианские песнигвоздика бузькаконец света по Библиизаказать Библию бесплатноБиблия о смертигомеопатия и христианствоБиблия скачатьВалаам пророк

Поисковые запросы 2011 г:

смысл жизнилетние христианские лагеряМигіяПівденний БугадвентистыГранітно-степове Побужжясвидетели иеговымытарстваЧернобыльРаймер mp3

http://www.Bible-For-You.org/Propovedn/sport.php
Вверх Вернуться Написать Новости сайта Главная

Ad majorem Dei gloriam!